• +7 (4872) 71-61-91
  • ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ

Качество спецоценки условий труда также подлежит проверке.

14.09.2015
С этого года значительно возросло для работодателей значение результатов спецоценки условий труда, чему способствовало законодательное закрепление зависимости предоставляемых наемным сотрудникам, занятым на работах со сложными и вредными условиями труда, компенсаций, гарантий, досрочного пенсионного обеспечения от присуждаемых классов условий труда. Соответственно, возрастает и ответственность за качество проведения самой оценки. 

Качество проведения спецоценки напрямую зависит от таких факторов, как: квалификация экспертов, уровень организации мероприятий по спецоценке, достоверность информации и точность характеристик оцениваемого объекта, точность проведенных измерений, адекватная обработка результатов спецоценки. 

В соответствии с положениями закона № 426-ФЗ качество проведения спецоценки определяется на основе экспертизы, предусматривающей следующие процедуры:

  1. изучение имеющихся оснований для проведения госэкспертизы условий труда с целью установления достоверности сведений об объектах экспертизы;
  2. экспертная оценка объекта госэкспертизы;
  3. исследования и измерения факторов производственной среды и рабочего процесса, к которому привлекаются аккредитованные лаборатории;
  4. документальное оформление заключения госэкспертизы.
Результаты госэкспертизы могут быть использованы при рассмотрении возникших разногласий по вопросам спецоценки в суде. При выявлении нарушений со стороны ответственных за спецоценку лиц последние могут быть привлечены к административной ответственности. 

В настоящее время законодательный орган работает над разработкой более четких критериев оценки качества проведенных специальных оценок условий труда на местах с тем, чтобы устранить возможные разночтения результатов государственной экспертизы.  Для этого ответственные государственные органы проводят анализ уже проведенных мероприятий по специальной оценке, к тому же изучаются претензии работодателей, работников, несогласных с результатами специальной оценки. 
 
В частности, уже выявлен ряд несоответствий, обусловленных следующими причинами: разным представлением о качестве проведения спецоценки, существующим как у экспертных организаций, так и у работодателей; некоторые различия в критериях проверки, применяемых государственных органами; фактического отсутствия численных показателей, которые можно было бы использовать для оценки адекватности установленных при спецоценке классов условий труда. Кроме того, у государственной экспертизы также отсутствуют количественные и качественные критерии, которые бы члены комиссий могли использовать при оценке качества проведенных экспертиз.
 
Однако в скором времени все эти вопросы будут разрешены, поскольку ответственные ведомства уже сформировали понятие о качестве проведения спецоценки, провели разграничение критериев проверки, а также сформулировали требования к содержанию заключения государственной экспертизы. Теперь эти документы дожидаются соответствующего утверждения на законодательном уровне.